Обязательно ли включать камеру на дистанционном обучении?

ВебкамераВ 2021 году школьники, студенты, учащиеся образовательных учреждений успели в полной мере прочувствовать на себе, что такое дистанционное обучение. Учитывая отсутствие опыта подобного вида образования у учителей, преподавателей и учащихся возникли разные сложности.

Родителям необходимо было обеспечить детей техникой, качественным интернет-соединением. А учителям пришлось учиться коммуницировать с детьми через экран ноутбука, компьютера и веб-камеру.

Но не обошлось без сложностей, и уже больше года родителей, учащихся волнует резонный вопрос: может преподаватель заставить ученика включить камеру во время урока или нет. Разберемся подробнее, что об этом говорит законодательство.

 

Что о дистанционном обучении и использовании камеры указано в законодательстве?

Относительно того, обязательно включать вебкамеру на дистанционном обучении или можно этого избежать – дословно закон Украины про образование ничего не говорит, такой отметки в нем не существует. Напротив, если учитель заставляет ребенка включить камеру, угрожая неудовлетворительной оценкой – это он нарушает права учащегося.

В законодательстве ничего не сказано о том, что без камеры школьник не имеет права быть на уроке, и что это ему грозит плохими оценками или выговором. Но есть еще преподаватель, который старается, и вполне основательно может считать, что при выключенных камерах его никто не слушает.

О том, что неудовлетворительная оценка из-за технических неисправностей, включая отсутствие камеры, - это недопустимо, отмечено в постановлении Кабмина. Подобное поведение учителя – нарушение критериев оценки учащихся. Поэтому, очевидный и вполне законный ответ на вопрос: обязан ли я включать камеру на дистанционном обучении? – нет, не обязан.

Но, несмотря на это, были случаи, когда дети отказывались включить камеру, а некоторые учителя позволяли себе исключить их из видеоурока. Это нарушение прав на образование, прописанного в законодательстве.

Иногда учителя делают запись экрана или скриншоты учеников и делятся ими в сети. Тем самым нарушают их право на приватность. Если учителю необходимо сделать скриншот экрана с изображениями детей – об этом стоит предупредить заранее. Те, кто не против – остаются в чате, кто не хочет быть запечатленным – выключает камеру.

 

Конфликт из-за выключенной камеры

обязан ли школьник  включать камеру на дистанционном обученииНа счет того, обязан школьник или нет включать камеру на дистанционном обучении, разгораются целые баталии. Уже зафиксировано много реальных случаев, когда учитель превышал полномочия и из-за дискуссии с ребенком на предмет выключенной камеры исключал его из видеоконференции – урока.

Один из самых громких и резонансных случаев произошел в Днепре, в Соборном районе. Ребенок отказался выключать камеру, учитель настаивала и исключила ребенка из видеоконференции. Мнения разошлись – многие поддержали ребенка, но были и те, кому стала ближе позиция учителя. Использование камеры в дистанционном обучении – вопрос спорный. Но если говорить о моральных принципах и уважении к учителю – все же лучше ее включать.

 

Какие плюсы и минусы в отключении камеры?

Во время дистанционного обучения, которое возможно еще не закончилось, родители и учащиеся задавались вопросом: обязан ли ученик включать камеру во время видеоурока. В зависимости от учебного заведения, учителя и преподаватели к этому относятся по-разному. Преимущества и недостатки использования камеры в дистанционном обучении разные в зависимости от того, с чьей точки зрения их рассматривать.

Плюсы использования:

  • Меньше списывания. Если учитель не видит ученика на экране, он может сомневаться, а не ушел ли тот отдыхать или просто отлучился по делам.
  • Видно, кто на уроке. Если ребенок включил камеру только на время переклички, а после выключил или просто отозвался через микрофон, то учитель не уверен в том на уроке он или нет. А когда ребенок постоянно на онлайн-уроке, случает, читает, конспектирует, и это учитель контролирует через веб-камеру – сомнений о его знаниях и занятости не остается.
  • Выше эффективность обучения и дисциплина. Если без камеры проще списать, то с ней, ученику это будет не так легко сделать. От этого оценки будут максимально соответствовать знаниям учащегося.

Минусы использования камеры:

  • Моральное состояние ребенка. Не все хотят показывать, как живут, и что вокруг них происходит. Дом – это место, которое не все хотят выставлять напоказ. Также, ребенку бывает комфортнее выполнять задания или воспринимать информацию, когда он знает, что на него не смотрят.
  • Дети младших классов могут сорвать урок, общаясь на предмет игрушек, домашних животных. Если один начнет демонстрировать рыбок, хомяков, котов, собак и прочих домашних животных, а другие присоединятся – даже включенная камера не сразу поможет перевести урок в нужное учителю русло.
  • Финансовые траты. Не у всех есть возможность приобрести видеокамеру, без ущерба к семейному бюджету.
  • Не стоит забывать об интернет-соединении, и о том, что для использования камеры нужен лучший сигнал. Иногда ребенок не может включить камеру из-за технических сложностей. Кстати, если школьнику не удалось посетить урок из-за отсутствия интернета – он имеет право на пересдачу.
  • И все-таки, если кому-то из учеников некомфортно демонстрировать себя на камеру и во избежание конфликтов – лучше всего научится договариваться с ребенком, его родителями и доходчиво объяснить, зачем включать камеру на онлайн обучении. Зрительный контакт, даже через экран – это эффективнее обычного аудиосопровождения.

Выводы

Так что, относительно того, может ли учитель потребовать включить камеру – ответ "нет". В законодательстве пока что нет такого постановления, которое гласило бы о необходимости включать камеру при удаленном обучении.

Но в свете эффективности обучения, пользы для ребенка – конечно же, лучше, когда учитель видит учащихся. Статистика уже показала, что при дистанционном обучении дети получали больше хороших оценок, чем при посещении занятий в школе. Но по знаниям, у большинства эти оценки не соответствуют действительности.

Занимаясь своими делами при выключенной вебкамере (а в реальности в большинстве случаев так и происходит) дети не вовлечены в процесс обучения и ничего не воспринимают. Вся информация проходит мимо. Включенная же камера на уроке заставляет учащегося принимать участие в происходящем. Следить за ходом урока, и так или иначе усваивать информацию, преподносимую преподавателем. Учитель видит, что он преподает живым ученикам, а не черным квадратикам на экране и он старается не зря. Учитывая вышесказанное, родителям рекомендуется обеспечить детей средствами видеосвязи. Это лучше в первую очередь для них. Понятно, кто реально получает знания, занимается, слушает учителя, позже успешно сдаст ВНО, экзамены и поступит в ВУЗ. 

У нас, в Planetaclub, частенько встречаются ученики не желающие включать камеру. Но у нас другая ситуация. Мы предлагаем платное обучение. Родители очень заинтересованы чтобы дети получили знания. Да, согласно закона, мы также не имеем права требовать от ученика включить камеру, но мы настоятельно рекомендуем родителям проводить разъяснительные беседы со своими детьми чтобы те появлялись на экранах преподавателей и активно учавствовали в образовательном процессе. В противном случае платное дистанционное обучение будет малоэффективным. Во всех случаях родители идут на встречу.

Автор: Денис Кораблёв

В блог

На главную страницу

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
4 + 11 =

Другие статьи из блога.